Накануне яблочного спаса давайте-ка вспомним притчи, в которых упоминаются яблоки.
Половинки яблока.
Учитель подбросил на ладони плод яблока, повертел, разглядывая с разных сторон, и глубокомысленно произнес:
— Люди считают, что их души подобны яблокам.
— В смысле? — заинтересовался Ученик.
— Точнее, половинкам,- поправился Учитель.- Вот так примерно.
Он аккуратно разрезал яблоко на две части и положил на стол.
— У них есть такое поверие, будто для каждого человека существует идеальная пара. Вроде бы Бог, прежде чем посылать души в мир, рассекает их пополам, на мужскую и женскую половинки. Как яблоко. Вот и бродят эти половинки, ищут друг друга.
— И находят?
— Ха!- фыркнул Учитель.- Как ты это себе представляешь? Какова вероятность такой встречи? Знаешь, сколько в мире людей?
— Много.
— Вот именно. А кроме того… ну найдут они друг друга, ну и что дальше? Думаешь, составят целое яблоко и заживут в мире и согласии?
— Ну да. А разве не так?- удивился Ученик.
— Нет, не так.
Учитель взял в руки по половинке яблока и поднял их к своему лицу.
— Вот две свеженькие, аппетитные души сходят в мир. А как мир поступает с человеческими душами?
Учитель с хрустом откусил кусок от одной половинки.
— Мир,- продолжал он с набитым ртом,- не статичен. И жесток. Он всё перемалывает под себя. Тем или иным способом. Отрезает по кусочку, или откусывает, или вовсе перемалывает в детское пюре.
Он откусил от другой половинки и на некоторое время замолчал, пережевывая. Ученик уставился на два огрызка и нервно сглотнул.
— И вот,- торжественно провозгласил Учитель,- они встречаются! Трам-тарарам-пам-пам!- он соединил надкушенные половинки.- И что, подходят они друг другу? Черта с два!
— Учитель,- осторожно спросил Ученик.- А к чему ты мне это рассказываешь?
— Да ни к чему. Так, захотелось поговорить. А что?
— Нет, ничего… Я думал…
— А посмотри теперь сюда,- перебил Учитель и взял еще несколько яблок.- Разрезаем каждое пополам, складываем наудачу две половинки от разных яблок — и что видим?
— Они не подходят,- кивнул Ученик.- Учитель, я хотел спросить…
— Потом спросишь,- отмахнулся Учитель.- Смотри дальше.
Сложив две разные половинки вместе, он куснул с одной и с другой стороны и продемонстрировал результат.
— Ну, что видим? Теперь они образуют пару?
-Да-а,- Ученик задумчиво кивнул.- Теперь они соответствуют друг другу идеально.
— Потому что мир их обкусывал не поодиночке, а вместе!
Ведро с яблоками.
Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно.
Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.
И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
Хитрец и яблоки.
Один крестьянин ежедневно проходил мимо сада, в котором были спелые яблоки. Ему так хотелось отведать их! Но он знал, что без разрешения нельзя брать чужого.
Однако хитрый ум всегда найдёт оправдание своим поступкам. В очередной раз, проходя мимо сада, крестьянин остановился перед большой раскидистой яблоней и сказал:
— Яблоня, яблоня, разреши мне взять у тебя одно-два яблока!
Затем прислушался… и сам себе ответил:
— Возьми пять-шесть!
И так ему понравилось угощаться, что он повадился туда каждый день. Вскоре хозяин сада заметил, что кто-то ворует яблоки. Спрятавшись, он подстерёг вора и в гневе набросился на него:
— Как ты посмел воровать мои яблоки?!
— О, не гневайся, не гневайся! — начал оправдываться крестьянин. — Я не воровал. Я всегда спрашивал.
Хозяин был удивлён таким заявлением:
— У кого же ты спрашивал?
— У яблони! — сказал крестьянин.
И в точности повторил всю процедуру своего общения с деревом. Тогда хозяин притащил вора к колодцу и спросил:
— Колодец, колодец! Скажи, можно ль мне окунуть этого дурня разок-другой?!
И сам себе ответил:
— Можешь раз пять-шесть!
И он окунул хитреца так, что отбил ему всякую охоту хитрить.
Сумка с яблоками.
Однажды к Учителю подошел ученик и попросил:
— Учитель, я никогда не видел, чтобы ты с кем-нибудь ругался или злился на кого-то. Я тоже хочу так жить, посоветуй, как стать таким же!
В ответ Учитель попросил ученика, чтобы тот принес мешок, полон яблок, и сказал:
— Если ты поссоришься с кем-нибудь или затаишь в душе обиду на другого человека, возьми одинфрукт из этого мешка и нацарапай на одной его стороне свое имя, а на другой – имя своего обидчика. Положи это яблоко в свою сумку. А самое главное – носи эту сумку постоянно с собой и добавляй новые яблоки после каждой ссоры с кем-нибудь.
Ученик был удивлен. Это так просто — подумал он.
Время шло, сумка от яблок становилась все тяжелее и тяжелее, да к тому же, фрукты с поврежденной кожурой начали быстро гнить и издавали неприятный запах.
В конце концов, ученик не выдержал и пришел к Учителю:
— Учитель, эта сумка стала слишком тяжела для меня, к тому же от нее идет неприятный запах! Может быть, есть другой способ избежать конфликтов и обид?
Но Учитель сказал:
— Я не знаю других способов. А сейчас загляни в сою сумку и подумай, что в твоей душе творится то же. Когда ты обижаешься или злишься на другого человека, то в твоей душе возникает такое яблочко. Сначала ты не замечаешь этого, не придаешь большого значения. Но со временем поступки перерождаются в привычки, из привычек формируется характер, груз становится все тяжелее, рождаются зловонные пороки. От такого груза не так-то легко избавиться, в отличие от сумки с гнилыми яблоками.
Теперь пойди и выбрось всю эту гадость из своей сумки, но теперь всегда, когда ты захочешь вступить с кем бы то ни было в конфликт, вспомни об этих гнилых яблоках!