Май. Приметы месяца.

май

По-разному называли май в народе: он и «ярец» в честь славянского бога Солнца Ярилы, он и «травень-цветень», «святодень»,а ещё «птичий пересвист».

Именем своим май обязан греческой богине гор Майе, которая именно в это время покрывает горы зеленью. У римлян Майя — богиня плодородия и весеннего обновления земли.

С маем связано множество примет.

Май весну венчает, лето встречает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!

Апрель теплый, май холодный — год хлебородный.

Майская трава и голодного кормит.

Много майских жуков — к сухому лету.

Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Когда береза лист распустит перед ольхой — лето будет сухое, а если ольха перед березой — мокрое.

Мокрый май — будет каша и каравай.

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили:

В рубахе пахать, в шубе сеять.

Обычно холода возвращаются, когда зацветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

1 мая — Иван, Кузьма

  • Рачительные хозяева засевают в этот день морковь и свеклу, говорили: «На Ивана Нового сей морковь и свеклу». Перед посевом они выходили утром к обетным студенцам — колодцам для смачивания семян и бросали в колодцы медные деньги для удачи. Другие смачивали семена речной водой в продолжение трех утренних зорь. Все проделывали это скрытно, чтобы завистливый глаз не вредил.
  • Ольха зацвела — сей гречиху.
  • Цветение фиалки и зацветание ивы-бредины указывают на начало сева редиса и моркови, лука, укропа и петрушки.
  • Если начало мая теплое — в конце будут холода, и наоборот.
  • В этот день на горке ставили соломенное чучело на шесте, вокруг него пировали, а потом сжигали его с песнями и плясками. Когда горел огонь, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем», по аналогии с масленичными обрядами. В некоторых местностях маем называли украшенное дерево (типа троицкой березки).

2 мая — Иван-ветхопещерник

  • В этот день поселяне отправляют молебен о защите от всех напастей. Повсеместное верование в Ивана Воина было столь сильным, что простолюдины прибегали к нему, чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват. Обворуют ли кого, но вор не известен — немедленно обращились служить молебен Иоанну Воину, и тогда открывались обидчики и воры.
  • Поселянки выходили с концом холста в поле и говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка». После чего уходили в надежде, что весна оденется в новину, а за хлеб, соль уродит в изобилии лен и коноплю.

3 мая — Феодор

  • Феодор-окликание предков. В этот день рано утром выходили на могилы и с причитанием окликали родителей, говорили: «На Феодора покойники тоскуют по земле». Одно из причитаний: «Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской! Уж ты солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать…»

4 мая — Прокл

  • В этот день было в обычае проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали обычно старые люди за околицей, становясь лицом к западу. Злая нечисть отступала, а люди ограждались от нее на всю весну и целое лето. Особенно оберегали от нее скот.
  • Рано зацвела черемуха — будет теплое лето. Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето.

5 мая — канун Юрьева дня

  • Теплый май весну снаряжает (начинает). Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.
  • В этот день советовали высаживать на грядки лук, приговаривая: «Лук помогает от семи недуг», «Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук». «Лук да баня все правят». «Лук добро и в бою и во щах». «Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит». «На Луку высаживают на грядки лук». 
  • Накануне Юрьева дня празднуется «Ляля». Девушки собираются на чистом лугу в третьем часу пополудни водить хороводы.

6 мая — Егорий

  • Народ почитал Егория: По колена ноги в чистом серебре, По локоть руки в красном золоте, Голова у Егорья вся жемчужная, Во лбу-то солнце, в тылу-то месяц, По косицам звезды перехожия…
  • Пришел Егорий — и весне не уйти.
  • Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) лето кончает.
  • На Егория с кормом, на Александра (6 декабря) с мостом.
  • На Егория скотину в первый раз отгоняли на летний выпас, приговаривая: «Будь здоров, как Юрьева роса, потому что «На Егория из-под спуда зелену траву выгоняет».
  • На Егория запахивают пашню. Ранний посев ярового с Егория, средний с Николы (22 мая), поздний — с Ивана до Тихона (7—29 июня).
  • Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия.
  • Егорий с теплом, а Никола с кормом, Егорий с водой (с росой), а Никола с травой,Егорий с ношей, а Никола с возом, Егорий с кузовом, Никола с возом.
  • На Юрьев день начинаются сельские гулянья, водят вечерние хороводы, поют песни.
  • Раньше поселяне ориентировались по Юрьеву дню, между собой говорили: «А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день». На Егорьевской неделе прилетали ласточки.
  • Ясное утро на Егория — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.
  • На Егория роса — будут добрые проса,на Егория мороз — будет просо и овес, гречи хороши на Егория мороз — под кустом овес.
  • Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь.
  • Если на Егория березовый лист в полушку, к Успению клади хлеб в кадушку».

7 мая — Савва и Евсей

  • Савва и Евсей — овсы отсей.
  • Запасы прошлогоднего хлеба все более истощаются: «Савва (Стратилат) на Савву (Печерского) глядит, тяжелому май месяцу последнее зерно из закрома выгребать велит».
  • Днем раньше посеешь — неделей раньше уберешь.
  • До поры до времени не сеют семени.
  • С этого дня бывает еще 12 морозов.
  • Землю согрело, не опоздай с посевом.
  • Когда на дороге грязь, тогда овес — князь. Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.
  • Савва — кончается хлеб, начинается голодный май.
  • Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога.

8 мая — Марк

  • На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко.
  • На Марка певчие птицы прилетали стаями и «обживали» новые «квартиры».
  • Святой Марк — ключник, владеет ключом от дождей, а поэтому малороссы в этот день постятся и молятся ему, чтобы он не запирал дождей и не творил засухи.
  • Если на Марка ясный день — будет хороший урожай яровых.
  • Высокая и крутая радуга — к хорошей погоде, низкая и пологая — к ненастью.
  • Даст небо дождь, а земля—рожь.
  • Дождь — мужику рожь, а бурлаку вошь.
  • Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли.
  • Зашепчет дождь тихим голосом — поднимется рожь тучным колосом.
  • Прилет певчих птиц стаями.

10 мая — Семен-ранопашец

  • Во многих районах — начало ранней пахоты, говорили: «Рано пар паши — урожаи хороши», «Не ленись с плужком — будешь с пирожком», «На пашне огрехи, в кармане прорехи», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится». «Вскачь не напашешься». «Глубже пахать — больше хлеба жевать». «За вешней пашней — шапка с головы свалится, не подыму». «Землю пахать — не в бабки играть. И поедим, и спляшем, только пашню спашем». «Мужик умирать собирайся, а земельку паши». «На пашне огрехи, в кармане прорехи». «Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают». «Святой боже пахать не поможет».

11 мая — Ясон и Максим

  • Ясон и Максим — целители от лихорадки. Больных, страждущих весенними лихорадками, в старину с этого дня начинали отпаивать березовым соком.Суеверные старушки с обетными ладанками выходили на перекрестки и дожидались попутного теплого ветра с юга, говорили, что теплый ветер на Максима приносит здоровье. По их понятию, теплый ветер поселялся в обетную ладанку, которую после надевали на больного — «На Ясоне ветер тепляк-здоровяк».
  • Начинается сбор березового сока.
  • Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход солнца — ведреное лето.
  • Теплый ветер на Ясона приносит здоровье.

13 мая — Яков-звездоночный

  • В старину с этого дня прекращали всякое сватовство, считая, что наступающий май месяц очень невыгоден для новобрачных, потому всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным.
  • Теплый ветер и звездная ночь на Якова — к теплому лету.
  • Ясный восход солнца — вёдреное лето.
  • Теплый вечер на святого Апостола Иакова и звездная ночь — к урожаю.

14 мая — Еремей-запрягальник

  • Третья и последняя встреча пролетья.
  • На Еремея по ранней росе шли на посев, говорили: «С Еремея-запрягальника запрягай коня в соху, выезжай на посев, подымай сетево», «Еремей, Еремей, — про посевы разумей!», «На Еремея по ранней росе иди на посев», «Овес сея, моли Еремея».
  • Сеять горох после пророка Иеремия — червей кормить.
  • Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригоже.
  • На Еремея непогода, всю зиму промаешься.

15 мая — Афанасий теплый

  • Борис и Глеб-сеятели.
  • Борис — соловьиный день, день кукушек. На Бориса начинают петь соловьи, говорили: «Малая птичка соловей, а знает май», «Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку», «Соловей запел — вода на убыль пошла». «Соловей поет всю , ночь — будет солнечный день», «Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето».
  • Борис и Глеб сеют хлеб.

16 мая — Мавра-молочница

  • Тимофей и Мавра-зеленые щи. Обильней становится крестьянская пища. Подросли крапива, щавель, лебеда, сныть; говорили: «В зеленые щи крапиву ищи», «Мавры-зеленые щи — крапиву щипли», которая и «жгуча родится, а в щи годится».
  • Коровы прибавляют молоко, так как с поля сытыми приходят, а «Хозяйке легко, коль на столе молоко», «Маврушка покушай, а Маковей — поговей». Приметили: «Соловьи запели перед Маврой — весна зацветет дружно». «Когда на Мавру цветет черемуха — всегда холод живет», считали, что «Цвет черемухи холод приносит».

18 мая — Ирина

  • Ирина, Арина. Ирина-рассадница. Рассаживают рассаду капусты по грядкам, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!» По традиции сажанием овощей занимались исключительно женщины, «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода».

19 мая — Иов

  • Иов-горошник, огуречник, росенник.
  • Ясный восход — Иов росы распустил.
  • Пора огурцы сажать, по наблюдениям поселян: «Большая роса, ясный день — к урожаю огурцов».
  • Большая роса утром — к хорошей погоде, нет росы — к дождю.
  • В этот день сеют горох, бобы, надобно сеять их на сырой земле, на закате солнца, при ущербе луны, для того, чтобы воробьи, большие лакомки до него, посева не видели. «Кабы на горох не мороз, он бы через тын (забор) перерос», «Горох, при северном ветре посеянный, выходит всегда жесткий и не разваривается; при западном (ветре) же и юго-западном сеянный бывает мелок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами». При посеве поют: «Уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-три-десят», «Сею, сею бел-горох: уродися, мой горох, и крупен и бел, старикам на потеху, молодым ребятам на веселье».

20 мая

  • Месяц рожками вниз — к теплу, месяц красен — к дождю.
  • Если во время заката солнечный диск больше обычного и красный, на следующий день следует ожидать ветреной погоды без дождя (осадков).

21 мая — Иванов день

  • Иван-градобой, пшеничник.
  • Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу.
  • На Ивана Богослова посев пшеницы , но не сей пшеницы раньше дубового листа (то есть раньше его появления,
  • Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
  • День с дождями — гриб пойдет полками.

22 мая — Никола весенний

  • Никола весенний, теплый, травный, морской, хранитель от бед.
  • Николай Чудотворец— заступник и покровитель русского народа: «Нет за мужика поборника — супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «Проси Николу, а он Спасу скажет».
  • От Николы осталось двенадцать холодных утренников, коли не весной, то до середины сентября.
  • С Николы вешнего сади картофель.
  • Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.Где гроза, там и вёдро. Быть бы ненастью, да дождь помешал.
  • Иней на Николу — к урожаю», перед Николой иней — овсы хороши будут.
  • Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою, теплом, дождем.
  • До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы — живи не тужи».
  • Если на Николу заквакает лягушка — хорош овес родится.

23 мая — Симон

  • Сбор трав, поиск кладов.
  • В этот день ходят по лесам и полянам, собирают разные травы, которым приписывали особенную целебную силу, копали коренья на зелья.

24 мая — Мокий

  • Мокий (Мокей) мокрый.
  • Мокии — погодоуказник. День этот считается показателем погоды для целого лета. Поселяне заметили: «Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее», «В день Мокия мокро, все лето дожди и сырость, и наоборот», «Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься», «Туман на Мокия — к мокрому, грязному лету», «Если восход солнца багряный, то ожидают лета грозного и пожарного».

25 мая — Епифан

  • Епифан — утро в красном кафтане. На Епифана утро в красном кафтане (то есть ясная утренняя заря) — к пожарному лету.

26 мая — Лукерья

  • Лукерья-комарница, гречкосейка. В это время появляются комары, предвестники тепла, и берутся народ жалить: «Мошка — крошка, а человеческую кровь пьет», «Ино от комара да в обе руки не отмашешься», «И комары лошадей заедают».
  • Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи. Много комаров— готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошекю
  • Комаров мало — овсов и трав не будет.
  • Комара много — дождь завтра будет.

27 мая — Сидор

  • Сидор-огуречник, Сидор-сивер. Говорили: «На Сидора еще сиверко (холодно)», «Коли на Сидора сиверко, и все лето таково», то есть холодное, но «Прошли Сидоры, прошли и сиверы» или «На Сидора отойдут все сиверы».
  • На Сидора можно сажать огурцы при условии,что если весь день будет ясный, то будет хороший урожай огурцов; а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, то посеянные в этот день огурцы будут нехороши, а в поздних будет урожай.
  •  На Сидора — первый посев льна: «Как кукушка закукует, так и сеять лен».
  • На Сидора прилетают стрижи и ласточки, приносят тепло: «Ранние ласточки — к счастливому году».

28 мая — Пахомий

  • Пахомий теплый, бокогрей. К этому времени становится теплее, говорили: «Пришел Пахом — запахло теплом», «Пахомий теплый», «Пахомий-бокогрей».
  • На Пахомия тепло — все лето теплое.
  • На Пахомия поздний посев овса и пшеницы.

29 мая — Федор-житник

  • Народ преподобного Феодора Освященного называет Житником, так как день памяти этого угодника служит самым крайним сроком для яровых посевов. На Федора непременно надо сеять жито (ячмень). «Роди, Боже, жито тоже, а без гороху проживем по троху».

31 мая — Федот-овсянник

  • Придет Федот — последний дуб листы развернет.
  • Коли на святого Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой, потому что если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
  • На Федота-житника — сей жито (ячмень).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *